tradtextil (tradtextil) wrote,
tradtextil
tradtextil

Category:

Рубашки зубово-полянской мордвы. Рубашка 2. Часть 1.

Одну зубово-полянскую рубашку я уже опубликовала в серии из семи сообщений:
http://tradtextil.livejournal.com/tag/rzpm-1 .
Поэтому в этом репортаже нет необходимости переписывать то, что там было уже рассмотрено. Уже легче.
Обзорный скан - все вышитые части рубахи отражены:



Теперь рассмотрим по порядку.
Общий вид рубахи на вешалке. Перед:




Спинка:



Вертикальные швы этой рубахи никак не отмечены( как это часто наблюдается в зубово-полянских рубашках - то одной строчкой швом назад иголку, то вышитой полосочкой зубчиков).
Начнём с верхней части рубахи, где велико сосредоточение вышитых элементов:



Эти красители вернее было бы назвать мазителями, настолько дико они линяют. Они даже не линяют, они просто стекают или смазываются, если провести по мокрой вышивке тряпочкой.
Наспинная вышивка. На этой фотографии видно, что она с трёх сторон ограничена швами:



Левый и правый фрагменты наспинной вышивки соответственно:



Композиция этой вышивки здесь традиционная - к вертикальному шву спинного полотнища примыкает прямая полоса орнамента шириной примерно сантиметра полтора. Она отделена от следующей более широкой полосы с зубчатым "свободным" краем одной вертикальной полосочкой шва двухсторонней гладью, в котором наклонные стежки по лицу получаются длиннее, а по изнанке - короче:



Следовало бы иметь устойчивое и понятное название для этой простой и часто встречающейся в народной вышивке техники, но такового я не нашла, а своё пока не придумалось. Надо подумать, поскольку встречается эта техника-приём очень часто и требуется называть это точно и кратко.

Наспинная вышивка выполнена шерстяными нитями. И выполнена виртуозно!
Красотищща!



Рассмотрим в мелкоскоп:



Ковровое заполнение и крючки по свободному зубчатому краю вышиты разновидностью счётной глади, для которой у нас тоже нет понятного, достойного, общепринятого и общеупотребительного названия. На Украине название для этой техники есть ( "набирування" ), но перенимать его нам не стоит, поскольку возникают прямые ассоциации(естественно - это же перевод!) с совершенно не имеющим отношения ко всему этому швом набор *). Пока и этой технике не придумала своего названия. Стоит подумать.
Изнанка наспинной вышивки:



Ближе:



Наплечные вышивки также выполнены шерстяными нитками:





Ковровое заполнение и здесь выполнено швом "набирування". Этим же швом вышиты крючки на наклонных контурах. На горизонтальных и вертикальных контурах обводка и крючки вышиты обычным крестом (косым).
Имеется на этой рубахе и часто встречающаяся прелюбопытнейшая деталь - ряд из пяти треугольничков с усиками - там, где наплечная вышивка примыкает к планке:



Несомненно, что имелось у неё важное символическое значение, о котором мы можем только догадываться. Мне кажется, что эти символы как-то связаны с традиционными среднеазиатскими(туркменскими, узбекскими, таджикскими, афганскими) женскими амулетами-оберегами. Возможно до треугольника были обобщены силуэты изображений великой праматери - осталась только её расширенная к низу юбка. Есть такие изображения, в которых такой треугольник снабжён малюсеньким трилистником на самой вершине, который только и указывает на то, что это - изображение великой праматери. Впрочем, это только предположения.
Озаботилась ли объяснением значения этих элементов премудрая наука, мне неизвестно. За соответствующие ссылки буду благодарна.
Наплечная вышивка с изнанки. На фотографиях этой рубашки очень хорошо видно, что цветные заполнения таинственных треугольничков вышиты классической косой стёжкой ( http://tradtextil.livejournal.com/15933.html ):



Загадочная планка! Нам остаётся только гадать, какое значение имеет её форма. Почему на одних рубашках полоса посредине смыкается, а на других, как, например, на этой - разомкнута. На этой рубашке разомкнута не только основная полоса, но и перемычка. Вышита планка рыхлыми и довольно толстыми хлопчатобумажными нитями:



Планка всегда соединена с наплечными вышивками. Ковровая вышивка планки, хоть и однотонная, но имеет рисунок - хорошо просматриваются диагональные полосы стежков:



Очертания планки обведены швом косичка по рельсам, что хорошо видно на фотографии изнанки:



Впрочем, возможно и даже вполне вероятно и логично, что верхний край, там, где идёт подгибка, обшит косичкой по шпалам - она более выпуклая и очень хорошо сама собой естественно "ломается" по сгибу:



Кажется, даже видны немного вертикальные стежки косички по шпалам в самом уголке подгибки:



Перемычка всегда(я не видела пока других случаев) идёт не вровень с краем планки, а чуть-чуть сдвинута в сторону прямоугольного углубления.
На этой фотографии хорошо видно, что вышивальщица использовала для вышивки планки неравномерно прокрашенные (или неравномерно вылинявшие) чёрные нити - то нитка идёт чуть-чуть зеленоватого оттенка, то чуть-чуть сиреневатого(условно). Нам это оказалось полезно. Есть кусочки, на которых видно, что длинные стежки сделаны ниткой одного тона, а короткие - ниткой другого тона, что косвенно указывает - вышивка делалась в ДВА ПРИЁМА, а никак не в один:



Вышивка планки с изнанки:



Нитки толстые, стежки мелкие. Но, кажется, можно всё-таки утверждать, что наклон изнаночных стежков совпадает с направлениями долевой нити ткани. А это означает, что диагональные ряды маленькх стежков выполнялись классическим приёмом косой стёжки. При этом по лицу стежки наклонные, а по изнанке направление стежков совпадают с направлением нитей основы:



Вертикальные стороны выреза горловины вышиты полосочкой простого с виду шва из того разряда швов, в который входит и известный из литературы так называемый "мудрёный" шов, который на самом деле очень простой, но только после того, как известен алгоритм:



Вот этот шов ближе, вид с лица:



Вид с изнанки:



Изнанка шва, которым украшены вертикальные стороны, закрыта подгибкой. Однако для того, чтобы разгадать алгоритм выполнения этого шва, нет надобности подпарывать подгибку - маленькие отрезки этого шва видны в уголках. Наверное, этого будет достаточно, поскольку раппорт весь виден даже на этих маленьких кусочках:



Интересна технология обработки горизонтальной нижней части выреза горловины. Узкая подгибка там закатана в рулик и закреплена весьма интересным швом так, что по лицу идёт строчка из одинаковых стежков на расстоянии от края, а по изнанке нам кажется, что обшито каким-то швом через край. Кажется, потому что на лице-то никаких признаков шва через край не наблюдается! Думаю, любознательным портнихам это будет интересно. Лицо:



Изнанка:



Перехожу к рукавам. Один рукавчик подогнут, чтобы была видна изнанка:





Рукав с лица:



Вышивка по краю рукавов выполнена хлопчатобумажными нитками швом набор поперёк полосы орнамента. Самый край оформлен тремя(по фотографии кажется так, рубашку уже убрала, не полезу уточнять) рядами шва косичка, два ряда - косичкой по рельсам, а по самой линии сгиба - косичкой по шпалам ( см. объяснение в репортаже о первой зубово-полянской рубашке):



Ещё ближе:



Рукав с изнанки:



Ближе:



Вышивка по подолу. Положила со сдвигом так, что верхний слой виден с лица, а нижний - с изнанки:



Лицевая сторона подола. По самому карю обработка классическая, как и по низу рукавов. Полоса орнамента вышита швом набор поперёк полосы орнамента. Нитки хлопчатобумажные. Композиция орнамента состоит из двух полос. Стыковка полос точно согласована по зубцам орнамента на границе. В нижней полосе орнамента раппорт представляет собой симметричную склейку двух срезанных одинаковых элементов. В верхней полосе, похоже, смысловая единица образована вокруг классического элемента - треугольника с двумя рОжками на вершине, загнутыми от середины :



Изнанка подола:



________________________________

*) Казалось бы, со швом набор у нас всё ясно. Но оказалось, что и это только казалось!
На днях открыла большую и хорошую по совокупности качеств книжку З.Г.Корешковой "Вышивание" ( Росгизместпром, Москва, 1953), и моя иллюзия по поводу общепринятости и устойчивости термина "набор" в русской литературе по вышивке была разбита вдребезги - надо будет и об этом написать особо. Как видна в этом насущная потребность в настоящей науке о вышивке(как разделе искусствоВЕДЕНИЯ, искусствоЗНАНИЯ, а не "обискусствеболтания") !
Tags: зубово-полянские рубашки, публикация предмета, публикация предмета-вышивка, публикация предмета-костюм
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments