?

Log in

No account? Create an account
 
 
13 March 2010 @ 04:30 pm
S-образный элемент. Z-образный элемент. Яша, яшка.  
В комментарии к одному из сообщений о зубово-полянской рубашке номер1 ( http://tradtextil.livejournal.com/82393.html ) мне был задан вопрос о том, что означает S-образный мотив.
Я не знаю! Говорят, что это змеиный знак.
И вот вместо того, чтобы этим и ограничиться, я написала уже два сообщения и пишу ещё и это - S-бразный знак, наверное, своими крючками всё это зацепил...
Прежде чем перейти к текстилю, я хотела бы упомянуть про наши русские наличники, в которых S-образный знак встречается ОЧЕНЬ часто.
Вот такие узоры в навершии встречаются во многих губерниях, часто довольно далёких друг от друга:


(Мамонтовка, Московская область)
Два симметричных S-образных элемента. Вернее один - S-образный, а другой - Z-образный, посколько завёрнут в другую сторону. И здесь беда с терминами - ох как они громоздки для нас, вынужденных переключать алфавит.
А вот наличник с дракончиками-змеями:


(Запрудня, Талдомский район Московской области)
В моём втором журнале дракончиков-ящеров в наличниках можно найти очень много ( ещё больше у меня в архивах).
Интересно здесь именно сопоставление. ОЧЕНЬ похоже на то, что оно подводит нас к разгадке тайны S-образного элемента. Как известно, расположение "говорящих" элементов на разных местах наличника закреплено канонами. Так что есть основания заключать о взаимозаменяемости этих элементов - дракона, змея, ящера, Яши с одной стороны и S-образного символа - с другой.
А теперь переходим к текстилю.
S-образный элемент встречается в изобилии в народной вышивке, ткачестве и коврах у очень многих народов Евразии.

Я рассказывала о тамбовской полосочке:



Только что опубликовала вышивку мяо :



Это для обозначения огромности территории, которая этими знаками просто наводнена.
Поскольку всегда хочется найти какое-нибудь авторитетное мнение о таких зыбких материях, обратилась я к книгам по коврам. Поскольку именно в коврах Азии этих S-образных знаков просто невообразимое количество.
Откроем первую книжечку, книжечка уважаемого автора:



Именно S-образному знаку там уделено 4 страницы. S-образный знак встречается повсюду от кельтов до китайцев - в металле и текстиле. Трактуется как двуглавый дракон:



Джеймс Опи отмечает, что формы передачи этого персонажа в текстиле - упрощённые, поэтому, как правило, у них нет даже намёка на глаза - а это было бы кстати для большей убедительности трактовки. Но всё-таки, он нашёл среди ковровых изделий иранских кочевых племён такое, которое проливает свет на этот вопрос:



У S-образных дракончиков, заполняющих вертикальную полосу посередине есть глазки и есть даже какие-то хохолки на голове. Скажу от себя, что эти хохолки, которые мы часто видим на персонажах иранских и туркменских ковров, напоминают мне султанчики на шлемах воинов-кочевников. Они колышутся при ветре как ковыль.

Сложные рассуждения о том, откуда пошли эти драконы, и кто у кого мог их заимствовать*), я пересказывать не буду. Тем более, что автор сам замечает в них некоторые противоречия, которые он не может объяснить:



Наконец, автор приводит поразительный анатолийский ковёр (тип "Дракон и Феникс") 15 века - его бордюр составлен из S-образных знаков:



Откроем другую книжку. Уже обложка представляет собой умопомрачительное собрание архаических мотивов:



S-образный элемент обсуждается кратко и только в связи с бордюрами восточно-анатолийских ковров:



Автор сам ничего не утверждает, а лишь отстранённо сообщает нам, что некоторые исследователи полагают-предполагают, что S- и Z-образные мотивы символизируют дракона или змею(змея), и низводят происхождение этих мотив от китайского дракона, что иллюстрируется цепочкой изображений с последовательными(якобы) изменениями.
Ещё один пример - в восьмиугольных медальонах ковров белуджей:



Потрясающее сходство с композицией тамбовской полосочки!

Почему именно змей оказался столь важным персонажем архаических сюжетов можно почитать хотя бы у Афанасьева в "Поэтических воззрениях славян на природу". Там приводится очень убедительное объяснение, почему змей считается покровителем домашнего очага, и приведено большое количество примеров поверий, примет, пословиц, связанных со змеем.
(Молния, её сходство со змеёй. Огненная змея. Огнедышащие змеи. Небесный огонь некогда был низведён с небес на домашний очаг. В домашнем очаге огонь приручённый - его охраняет уж-господарик.)

P.S. Как хорошо понятны нам чувства, переданные Джеймсом Опи :
"Сомнительно, чтобы ткачи племени Luri 1930-е годы продолжали выполнять бордюры в столь чётком стиле без какого-либо знания об их смысле. Однако, насколько мне известно, никто и никогда не спрашивал ткачей-кочевников об этом в те времена, когда традиция была ещё жива."
Как про русских написано! Судьба любого народа без элиты - терять великое наследие.
______________________

*) С некоторых пор к любым рассуждениям о том, кто, что и у кого заимствовал, я отношусь с априорным утомлением. Все у всех заимствовали, заимствовали, заимствовали... Примерно, как сейчас в новостях - все кому-то должны, у всех долги, всех на помойку.
Я просто отмечаю сходство. Сходство лишь косвенно говорит о родстве, и лишь при прочих и неопровержимых к тому однозначных данных - о заимствованиях.
А есть ли кто-то, кто никому не должен?
 
 
 
Ганзя: ganzyagromovicja on March 13th, 2010 05:03 pm (UTC)
На Украине этот элемент называют "вужик" (ужик), он часто встречается в вышивке как охраняющий символ, а также символ воды. Пример - вышивка женской сорочки (взяла здесь http://vyshyvanka.ucoz.ru/forum/38-395-12193-16-1268083576 )

tradtextiltradtextil on March 14th, 2010 05:15 pm (UTC)
Вужик
Спасибо!
То, что так называли этот элемент украинские вышивальщицы, - свидетельство очень ценное, однозначное.
У Афанасьева читала, что змеи там как-то связаны и с водой тоже( раз молния-змей, значит - гроза, раз гроза, где-то и дождь рядом...). Но всё-таки само по себе утверждение, что S-образный знак является и знаком воды также, кажется ничем не подкреплённым, а хотелось бы каких-то весомых соображений, каких-то фактов...
smeldingsmelding on March 13th, 2010 05:22 pm (UTC)
замечательно, дам ссылку.
Киршаkrasnomir on March 13th, 2010 07:07 pm (UTC)
Очень благодарю.
Отличная у вас литература)
tradtextiltradtextil on March 14th, 2010 09:03 am (UTC)
Книжек по коврам в мире выпущены вагоны.
К сожалению, вагоны находятся в одном месте, а я в другом...
Но и то, что есть - уже хорошо, 25 лет назад о таких книжках я и мечтать не могла. Вот когда была абсолютная информационная тьма...
yarunjayarunja on March 13th, 2010 09:21 pm (UTC)
Мы тут с супругом повнимательнее вгляделись в туркменский ковер (теке)... и весь вечер его проразглядывали, с удивлением находя мотивы, словно срисованные из наших тутошних вышивок.
tradtextiltradtextil on March 14th, 2010 09:00 am (UTC)
1. А не запишете ли Вы свои наблюдения-заключения детально и с показом соответствующих мотивов и фрагментов?
2. "Тутошние" - это "гдешние"? И какие именно? Расскажите-покажите, пожалуйста.
3. Текинских ковров я пересмотрела в изображениях несколько вагонов. Но не сказала бы, чтобы аналогии с русскими вышивками(или какие Вы имеете ввиду? в Вашем юзеринфо Ваша дислокация не указана ) были такими уж прямыми. Поэтому хотелось бы конкретики - и с соответствующими изображениями.
yarunjayarunja on March 16th, 2010 09:19 pm (UTC)
1. Запишу и отфотографирую детали, которые натолкнули на размышления, как только смогу.
2 и 3. "Тутошние" имелось в виду русские,конечно, или, если угодно, славянские мотивы. Хотя я в вопросах изучения вышивок ещё только в начале пути в сравнении с Вашим опытом и могу ошибаться.
tradtextiltradtextil on March 17th, 2010 09:00 am (UTC)
Бесподобные туркменские ковры
Подождём. Это интересно. Какие соображения-наблюдения. Средняя Азия - это грандиозно! Очень люблю их искусство.
yarunjayarunja on March 18th, 2010 11:27 am (UTC)
Re: Бесподобные туркменские ковры
Да, особенно туркменские ) Мне очень нравится. Там такие встречаются украшения и ковры на базаре под Ашгабатом - голова кружится. Только вот таможенные правила, ограниченность финансов и пространства в доме не позволяют всё это привозить сюда в неограниченных количествах, как это было когда-то.
tradtextiltradtextil on March 18th, 2010 12:16 pm (UTC)
Re: Бесподобные туркменские ковры
Туркмен-баши тысячу раз прав, что притормозил вывоз всей страны. И так уже вывезли.
(Anonymous) on May 7th, 2010 04:20 pm (UTC)
Читала где-то на просторах интернета (извините за отсутствие ссылки), что это часть свастики и, соответственно, S - солярный знак.
Но почему половина? Что означает?
Более понятна версия, что S - фрагмент меандра.
tradtextiltradtextil on May 8th, 2010 07:02 am (UTC)
1. Ссылки
Как раз про ссылки всё хочу написать. Про то, что быз ссылок никак нельзя. Но, конечно, ко всякой мысли в голове ссылку не приклеишь:)
И никогда не знаешь, ЧТО из вычитанного придётся потом цитировать :(
В данном случае это не так важно. Обсуждаем в рабочем порядке само предположение-утверждение.
tradtextiltradtextil on May 8th, 2010 07:26 am (UTC)
2. Часть смысла - бессмыслица.
Не верю я, что S-образный знак - часть чего-то. Это совершенно самостоятельный знак с собственным значением. И выдержки из книг, которые я здесь привожу, и собственые мои наблюдения в огромном потоке изоматериала по народному искусству разных стран меня в том каждый день убеждают.
С чего бы разламывать свастику? Смысл свастики - в её целостности. Пол-человека - это не половина человека, это половина трупа. Так и здесь. Разломав, умерщвляют смысл. Не верю. По-моему, просто глупо. Согласна с Вашим недоуменным вопросом: "Но почему половина?". Я бы к нему ещё пару вопросительных знаков прибавила бы.
Кстати, S-образный знак встречается в народной вышивке мяо наряду со свастикой. причём совершенно в разностильной иконографии. S-образный знак - криволинейный и именно ЛИНЕЙНЫЙ, линия тонкая, а свастика – с прямыми углами и толстенными прямыми линиями, которые уже не линии, а фигуры, составленные из прямоугольников.
Вышивка мяо с S-образным знаком у меня в журнале уже есть, а со свастикой надеюсь когда-нибудь тоже опубликовать, рук не хватает.
http://tradtextil.livejournal.com/tag/%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B2%D1%8B%D1%88%D0%B8%D0%B2%D0%BA%D0%B0%20%D0%BC%D1%8F%D0%BE – народная вышивка мяо
Но я не понимаю, почему Вам более понятна версия, что S - часть меандра???
Меандр, как таковой, в отличие от свастики, - не символ, а лишь способ построения ленточного орнамента. А этот орнамент может быть построен на основе РАЗНЫХ раппортов, в том числе и на основе S-образного знака, и на основе той же свастики, а в простейших меандрах нет ни того, ни другого. Меандр - это понятие совершенно ДРУГОГО РОДА, нежели S-образный знак. Так что это понятно мне ещё менее.
Связь S-образного знака с образом какой-то змеи или какого-то змея, змия, змееподобного сверхестественного существа можно считать установленной. Хотя ЧТО это за существо и всё такое прочее - тут неопределённости более чем предостаточно.
(Anonymous) on May 8th, 2010 07:53 am (UTC)
Среди трипольских символов
http://www.aratta.kiev.ua/symbol_ua.php?id=1&page=2
tradtextiltradtextil on May 8th, 2010 08:35 am (UTC)
Откуда такое толкование? Триполье-это не вчера было
Хотела одно время составлять коллекцию изображений S-образного знака, но потом поняла, что вся работа встанет - где только этого S-образного знака нет!
Вот и Триполье.
По ссылке, к сожалению - лишь прорисовки, а не фотографии подлинников. ПризнАюсь, такие вещи не очень люблю. И непонятно, откуда взялось толкование, представлены лишь утверждения. Соображения, которые привели к таким выводам, по-видимому, находятся в другом месте. Жалко, что нет на эти места ссылок.
И совершенно непонятно, почему "Зв`язок часів " трактуется иначе. Это тот же S-образный знак, иконография несколько другая.
А "Зміни" - откуда взялось такое толкование S-образного знака???
---------
Справка:
зміна
1) изменение; перемена; видоизменение; преображение

кількісні, якісні зміни — количественные, качественные изменения

різка зміна погоди — резкая перемена погоды, резкое изменение погоды

2) смена; перемена

зміна пір року — смена времён года

3) (группа людей, сменяющая другую) смена

закінчила роботу друга зміна — закончила работу вторая смена

росте чудесна зміна — растёт чудесная смена

зміна білизни — смена [разг. перемена] белья