tradtextil (tradtextil) wrote,
tradtextil
tradtextil

Categories:

Долгий путь. Как я пришла к народному искусству. С тех пор не отхожу.

Сейчас мне 55. Вспоминаю себя в школьные годы. Обычно говорят "школьные годы чудесные". Мне и раньше ( в 20, 30, 40) они чудесными не казались - то есть, может быть не годы, а именно моё пребывание в школе. Вот и теперь я спрашиваю себя - может быть всё-таки время окрасило их каким-то флёром? И опять-таки - нет! Несмотря на свою природную любознательность, которую как-то неизменно по жизни отмечают мои друзья и знакомые, школу я не любила. Получилось так, что училась я последовательно в трёх разных школах. В первой из них я проучилась всего один класс - первый. Было это довольно далеко от Москвы, и помню я мало. Эмоционально эти впечатления особенно окрашены не были. Ни в какую сторону. Как ни странно ( казалось бы - первый класс, всё-таки, большая перемена в жизни). Помню вещи, которые и тогда( в своём первом классе) я отмечала весьма положительно, а сейчас понимаю, что это вообще невиданная роскошь была.

У нас в классе лежала БОЛЬШАЯ стопка детских книжек, в мягких обложках. И на переменке можно было подойти, выбрать себе книжку и читать-смотреть. Мне это очень нравилось.
А как-то раз нам сказали, что нас поведут в театр на балет "Щелкунчик". Так перед этим массовым культпоходом нам довольно долго по порциям читали сказку с толком, с чувством, с расстановкой - такой сериал получился!!! Нам прочитали её всю и подготовили к походу на все 100! Мне кажется, я до сих пор помню, как выглядела эта большого формата книжка с выразительными картинками. Собственно балет такого впечатления не произвёл.:)

Со второго по седьмой класс я училась в Москве, в обычной школе на тогдашней окраине. Вот от этой школы у меня остались в основном однозначно тягостные воспоминания. Учителя хорошие были и там, и даже очень хорошие, но таких было не очень много. Но дело было даже и не в учителях, а, наверное, в атмосфере. Не могу сказать, чтоб были какие-то определённые страдания - нет, не было. А вот воспринимаю я всё это как стеснённую во всём, какую-то подавленную и абсолютно безрадостную и бескрасочную(так и хочется написать- безкрасочную) жизнь.
Какое отношение это имеет к заявленному содержанию моего журнала? Н-да, не прямое, но имеет. Потому что речь идёт о том, как мы приходим к народному искусству, и что оно нам даёт. Конечно, я описываю свой путь, свой частный случай, но, думается мне, люди моего поколения, возможно, увидят здесь нечто общее. Во всяком случае я это общее теперь выделяю из своего частного опыта.
Родители выписывали журнал "Наука и жизнь". И вот один номер меня буквально ошеломил! Шёл 1966 год, это был №10.
Старые журналы у нас в доме слишком долго не хранились. Я помню, как перед неминуемой утилизацией я вырезала из него поразившие меня странички как особую ценность. Эти странички так и кочевали со мной потом по квартирам. И сейчас целы всё в том же скреплённом виде. Передо мной чуть-чуть приоткрывалась какая-то очень маленькая, узкая, почти неприступная, но дверь в какой-то удивительный мир! Нынешнему поколению этого уже не понять, но я была потрясена вот этими картинками на 4-й странице обложки:



Эка невидаль. А качество какое - ноль. И вот такой эффект. Тексты были прочитаны, но больше всего потрясли меня изображения. Они были совершенно из другого мира - нас же окружала так называемая "советская культура", стерилизованная, неполноценная. Это огромная тема.
С этого момента я веду отсчёт.
Помню следующий очень яркий момент. Это была выставка народных художественных промыслов на ВДНХ. Никак не могу понять, какой это был год - 1967 или 1977, помню только, что это был год крупного юбилея революции 1917 года и отмечался он очень громко. Казалось бы, разница огромная - 13 лет или 23 года, но как-то эта ниточка вилась почти независимо от остальных дел и событий.
Выставка была наироскошнейшая. Проходила она, кажется, в 57 павильоне(интересно, когда он был построен?). Я помню эти белые выставочные "стены"-выгородки временно устроенных залов. Каждый был посвящён отдельному промыслу. Помню, как были развешаны в отдельном зале жостовские подносы. Чёрные подносы с цветами на белых стенах. Очень красиво.
Про промыслы тогда как-то было слышно. Они работали в обойме пропаганды. Палех, Хохлома, Жостово, Гжель были на слуху. Более того, было как-то привычно, что промыслы у нас замечательные и нигде в мире больше такого нет. Несомненно, так оно и есть. Но оно и так, и не так - об этом позже.
Дальше следует провал длиною в жизнь.
Потом оказалось, что жизнь кончается, а то, что, кажется, было обещано, я так и не получила. И я поняла, что придётся, наконец, перестать надеяться на то, что кто-то мудрый и всезнающий мне наконец выдаст что-то по недоразумению недоданное, и что надо самой принимать решения и брать явочным порядком, к чему я всю жизнь не была готова. И не готовили, и не готова была.
Так в возрасте 48 лет поехала я в первый раз в жизни в Киев. О впечатлениях я уже здесь писала ( http://tradtextil.livejournal.com/7360.html ). Впечатления были ошеломительные. В данный момент уж 7 лет прошло, но они не тускнеют, буквально "если б навеки так бы-ы-ы-ы-ыло...".
Хотя я сейчас думаю, что и на Украине нет должного отношения к народному искусству, но по сравнению с московской выжженной пустыней это просто небо и земля!!! Вот тут-то и началось моё погружение в предмет.
Оказалось, что всю жизнь я была отлучена от источника, дающего наконец ощущение свободы и полноты жизни, наполняющего жизнь дивной красотой. Дающего опору, основание. Это мой личный счёт к Большой истории. К нашей истории, которая в ХХ веке лишила этой опоры огромные массы людей, превратив их в перекати-поле, попутно умертвив десятки миллионов.
Это неволя. Каждое следующее поколение имеет меньше шансов осознать это и скинуть путы. Выросший в неволе зверь о воле помнить не может. Он послушно ест то, что ему налили в миску его поработители. Так ли?
Но, как оказывается, эти шансы всегда есть. И иногда они реализуются!
Жить нужно, исходя из своей парадигмы.















P.S.1. Любопытно отметить, что в обеих статьях, так авангардно расположенных редактором параллельными потоками на страницах журнала "Наука и жизнь", о народном искусстве идёт речь очень уважительно и с большим пиитетом, но как-то всё больше в русле:
ремесло
функциональное совершенство
отработанность формы
быт
так жили наши деды - это нужно уважать
декоративность.
Это дозволенный советский взгляд на народное искусство. Он был широко растиражирован.
Почти всё, о чём тогда можно было прочесть, справедливо. Но это далеко не всё, что следует сказать о значении и ценности народного искусства. И, самое ужасное, - это не самое главное.
А полуправда бывает хуже прямой лжи.
Духовное содержание народного искусства было за гранью "официального взгляда". Оно и сейчас за гранью - в среднеусреднённом "общественном сознании", беру в кавычки, чтобы не углубляться в рассуждения по поводу теперь ещё и этого термина.
P.S.2. Теперь у меня дома есть утицы-солоницы, не аутентичные, но "правильные":
http://ehidnazevaka.livejournal.com/2009/09/10/
Subscribe

  • Сон разума. Чудовищные превращения "пудожского креста".

    Случайно, просматривая в сети дневники путешествий, наткнулась я и на описание одного путешествия с заездом в известный мне город Пудож:…

  • Сладость признания. Похвастушки.

    Потребность в признании - одна из существеннейших потребностей человека. И удовлетворяют разные люди эту потребность по-разному. Хорошо сказал Геворг…

  • Вопрос на засыпку...

    Интернет - дело известное. На наше тут появление мы получаем отклики не только тех людей, которых мы действительно стремимся найти и которым…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments

  • Сон разума. Чудовищные превращения "пудожского креста".

    Случайно, просматривая в сети дневники путешествий, наткнулась я и на описание одного путешествия с заездом в известный мне город Пудож:…

  • Сладость признания. Похвастушки.

    Потребность в признании - одна из существеннейших потребностей человека. И удовлетворяют разные люди эту потребность по-разному. Хорошо сказал Геворг…

  • Вопрос на засыпку...

    Интернет - дело известное. На наше тут появление мы получаем отклики не только тех людей, которых мы действительно стремимся найти и которым…