tradtextil (tradtextil) wrote,
tradtextil
tradtextil

Category:

Книга "Традиционный русский костюм. Из собрания Сергея Глебушкина".

Всё в том же издательстве "Северный паломник" наконец-то вышла и достойная книга о народном искусстве в текстильной области:



Всем, кто вознамерится её купить, я сообщаю, что издательская цена её составляет 2200 рублей, а посему её не следует покупать там, где за неё просят больше. Те, кто в Москве, могут просто съездить в издательство и там её купить. Советую так же брать сумочку покрепче - книга весит 3.9 кг и способна порвать своими жёсткими уголками любой поэтиленовый пакет. Я еле дотащилась до дому, поскольку одновременно купила ещё и только что рассмотренную опупею совершенно безбожной дамы, тоже не воздушную.
Я не рискнула положить драгоценный фолиант на стекло моего сканера, поэтому читателю придётся удовольствоваться фотографиями.
В книге 735 страниц.
Полиграфическое исполнение безупречное. Фотографии хорошего качества.
Теперь к сути.
Мы имеем в своих руках великолепный результат последовательной и методичной деятельности правильного человека - Сергея Глебушкина. Блестящий успех! И в прямом (на обложке - золотное шитьё) и в переносном смысле.
Книга - гимн, книга - дань любви.
А вот и сам Сергей Глебушкин во всей красе( своей красе и красе своей рубахи воронежского канона). Он приветсвует весь миръ, родную землю и полон тем безграничным счастьем, которое дарит нам народное искусство. Как понятны и близки его чувства!



Сергей Глебушкин с фольклорным коллективом:



Книга представляет собой каталог собрания Глебушкина. Значение коллекции очень серьёзное. Она хорошо сфотографирована. Есть и некоторое количество фотографий деталей - достаточное, чтобы его заметить, но , конечно, недостаточное для исчерпывающего отображения предметов. Впрочем, это было бы просто невозможно, даже если бы и получше использовать то пространство, которое есть в книге. Слишком велик объём информации. Нужны и последующие публикации другого типа и формата. Думаю, они будут. Потому что будут мысли, соображения, сопоставления, исследования, выводы. Главное - краеугольный камень заложен.
Триумф Сергея Глебушкина высвечивает также в контрасте и позор наших основных музеев - тюремщиков народного искусства. После небольшого количества достойных книг первоначального ликбеза, выпущенных по большей части ещё на излёте советской эпохи в 80-е годы, они НИЧЕГО не могут поставить ни рядом, ни поодаль. Это страшнейший позор. И оправданий быть не может. Более того, это - приговор! Весь этот стандартный жалкий лепет, который обычно заплетается музейными образинами в этакую паутину в объяснение такого положения вещей, не стоит и гроша. Он опровергнут зримо и весомо. Один (!!!) человек сделал то, что не смогли титаны музейного дела. Вот это - да! Правда состоит в том, кто хочет показать народное искусство народу, а кто - нет. С теми, кто хочет, как Сергей Глебушкин, всё ясно и понятно. И мы стоим в поклоне перед ним с благодарностью за его труд. А за теми, кто не хочет, тянется длинный и грязный шлейф из самых мрачных глубин российской истории, независимо от того, осознают ли они это или нет. Если осознают - значит, это преступники высшей меры презрения. Если не осознают - они оказались на своём месте случайно. Возможно, они просто не смогли стать директорами универмагов и баз. Но не будем о гнусном, о том, что нас душит, что не даёт жить нормально - лучше пробежимся по страницам книги. Систематический обзор делать смысла нет. Просто быстренько пролистаем, где-то останавливаясь на бегу.
Ценность коллекции Глебушкина и в том, что в существенной части, это - КОМПЛЕКСЫ, а не отдельные предметы. Красота:



О, эти шушпаны! Стихия цвета:



Воронежские понёвы:



Помню, что всегда меня интриговало - это вышивка(это про понёву)??? Или ткань такая? Как это сделано? Но в книгах - молчание. И только с суровым видом догматические тётеньки учат какого номера катушечные нитки надо ОБЯЗАТЕЛЬНО брать для перевива сетки. Кыш - кыш, мрачные тени, сгиньте окаянные заскорузлые души!
Помню, как наконец, узнала, что это действительно вышивка, - из книги Масловой, которую всего лишь три года назад купила случайно в букинистическом ( причём в Питере, а живу-то я в Москве). "Не повезло" этому канону. Он не стал советским "брендом" "советского народного искусства". Тётеньки, наверное, не поняли, какой номер катушечных ниток обязательно надо брать, а взять шерстяную нитку не решились.
Роскошь золотной вышивки ( прошу прощения, золотной - золотой?):





Вот такое "с ума сойти". Великолепие высшей пробы:



Золотная вышивка на головных уборах:



Кто-то знакомый вырисовывается, двуглавый, многоликий. Удивительный символ во многих обличьях, воплощениях, начертаниях:



Любопытная вещица. Головной убор украшен "ёлочной бижутерией" - я писала о таких (http://tradtextil.livejournal.com/19817.html). Интересные такие бусинки:



Удивительные детали костюма - оплечья. Подозреваю, это интереснейший канон, про который мы почти ничего не знаем:



Дамы, питающиеся коммерческой продукцией по вышивке, про нижний образец скажут бодро - "хардангер". Интересный тоже вопрос - почему у нас, где этот самый хардангер был распространён не меньше, чем в скандинавских странах, и на громадной территории, нынешнее население МАССОВО узнаёт о вышивке такого рода из переводных рукодельных книжек и кличет по-ихнему? Дьвол не только прячется в мелочах, дьявол прогорает на мелочах.
Знаем мы от суровых тётенек про "горьковский гипюр". Но я не помню, чтобы сколь-нибудь систематически можно было бы узнать, из какого источника вывели наши тётеньки эту искусственную породу? Кажется, эти образцы могут иметь какое-то отношение к первоисточнику, ведь это - Нижегородская губерния. Впрочем, это тайна, покрытая мраком.
Как я уже говорила, есть некоторое количество детальных фотографий, есть чего покушать голодному человеку:



Хотя в случае воронежского канона, очень нефотогеничного, хочется большей точности(разборчивости). Правда, как её достичь, я не знаю, фотоаппаратам воронежский канон не очень поддаётся:



Всегда рада видеть добрых знакомцев. Вот вологодские станушки (так называют эти вещи в Олонецкой губернии, в ходу ли это слово в Вологодской губернии, я не знаю), здесь они значатся, как "подолицы":



Подолица - это узорная полоса, которая идёт по низу рубахи(станушки)? Или синоним слова "станушка"?
Родные сёстры моих вологодских станушек-подолиц. Аж теплее стало, как увидела(и вспомнила, что кое-что ещё не выложила в журнале - ай-ай-ай):



А вот барановский платок(опять же вспомнила, что есть у меня неплохие фотографии посылинских платков, которые разрешил мне сфотографировать их владелец - очень хороший человек):



Попутно представлено и некоторое количество рушников, а среди них парочка кролевецких:



Они значатся как "Центральная Россия". Думаю, такое неопределённое указание на место бытования должно быть конкретизировано. Я называю такие рушники кролевецкими, потому что действительно именно из Кролевца произошло неимоверное количество почти клонов этого великолепнейшего канона. Конечно, ареал одним Кролевцом не ограничен, а простирается в одну сторону - до Белгорода и чуть не Тулы (?), а в другую сторону - до белорусских земель. Чем дальше от Кролевца, тем более вариаций и видоизменения канона. Представленные здесь рушники - родные братья кролевецких ( у меня их 9 в коллекции, 8 из них - такого же канона в точности).
Пробежка закончена. "Обзор" получился очень редким пунктиром. Но как иначе? 735 страниц, однако.
А Сергею Глебушкину - слава!
P.S. В приложении к обзору хочу рассказать один смешной-несмешной случай, связанный с героем повествования.
Это было на одной из выставок, в которых принимал участие Сергей Глебушкин. Выставка была небольшая, но очень богатая. Интересного было много. Такое запоминается. Вопросы возникают по предметам. Одна вещь меня заинтересовала, а тут как раз какие-то дамы ходили по экспозиции, разговаривали довольно громко, из реплик следовало, что они какое-то ко всему этому отношению имеют. Я решила задать им интересовавший меня вопрос. Ответа на него я не получила ( по содержанию вопроса).В ответ мне была рассказана история о необыкновенной скупости Сергея Глебушкина. Одна из дам рассказала, как она БЕСКОРЫСТНО помогала неблагодарному Глебушкину(кажется, что-то с сайтом). А потом (всего-то!) "попросила мальчику рубашку в подарок - ну что ему стоит! У него их сколько!Мальчику одеть. Так что вы думаете? Он аж вспыхнул!" Рубашку в подарок мальчику Сергей Глебушкин не отдал. И правильно сделал. Если помогаешь БЕСКОРЫСТНО, так не проси музейный экспонат. А если хочешь рубашку - выставляй условие на берегу до начала работы и катись с такой "помощью" куда хочешь. Я удивляюсь тому, что Сергей Глебушкин только "вспыхнул". Тут за вилы схватишься, защищая музейное достояние!
Это я о том, откуда берутся у людей "репутации", к примеру, "скупых" людей.

Сайт Сергея Глебушкина: http://www.glebushkin.ru/index.html
P.S. 2009-08-01. Не часто, но иногда я интересуюсь ссылками на мой журнал. И вот сегодня нашла таковую. Это меня не обрадовало. Адреса не даю, потому что не хочу рекламировать. Мне не нравится такой способ действовать. Данное моё сообщение было передрано один к одному, но(!) внутри текста и как-бы от моего имени было сделано незначительное добавление, которое однако ж меня покоробило. В конце указан адрес моего сообщения (" использованы материалы http://tradtextil.livejournal.com/50568 "), но КАК были использованы - не указано. Я считаю такое использование - бесчестным. Если цитируешь - говори, что ЦИТИРУЕШЬ. Если добавляешь своё - то добавляй ОТ СЕБЯ.
А посему - читайте мои материалы ТОЛЬКО у меня в журнале - мало ли что вот так прибавят - потом дезавуировать устанешь. Я сама могу сказать всё, что считаю нужным, и так, КАК считаю нужным, без помощи непрошеных "соавторов".
Tags: библиография
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments

Recent Posts from This Journal