?

Log in

No account? Create an account
 
 
07 January 2014 @ 03:46 pm
Рубахи обских угров. Рубахи 21-25 и 26-76. Музейные централы Финляндии.  
На объединённом сайте музеев Финляндии (http://suomenmuseotonline.fi/fi) нашлось 5 южнохантыйских рубах с полностью покрытым вышивкой центральным полотнищем переда и 51 рубаха с вышивкой, расположение которой напоминает некоторые виды мордовских, чувашских или марийских рубах.
Заметим, что рубахи 20 из Музея культур среди них нет. Стало быть, каталог этих выдающихся произведений народного искусства, имеющихся в финских музейных тюрьмах, не полон...
Вот общие картинки выдающихся 5 рубах (вид спереди):




http://suomenmuseotonline.fi/fi/kohde/Kulttuurien+museo/SU4810%3a277?freetextSearch=paita&itemIndex=326



http://suomenmuseotonline.fi/fi/kohde/Kulttuurien+museo/SU4810%3a278?freetextSearch=paita&itemIndex=327



http://suomenmuseotonline.fi/fi/kohde/Kulttuurien+museo/SU4810%3a279?freetextSearch=paita&itemIndex=328



http://suomenmuseotonline.fi/fi/kohde/Kulttuurien+museo/SU4810%3a280?freetextSearch=paita&itemIndex=329



http://suomenmuseotonline.fi/fi/kohde/Kulttuurien+museo/SU4810%3a281?freetextSearch=paita&itemIndex=330


Кроме таких картинок к некоторым рубахам (не всем) дан также и общий вид спинки, а к рубахам, которые ещё некоторее, даже даны клоузапы некоторых деталей, вот, например, такие:



Казалось бы - такое счастье - найти сто-о-о-олько великих рубах!
Но постоянно при попытке рассмотреть наталкиваешься на непреодолимую преграду извечного глобального музейного жлобства, от которого свободен сейчас разве что МЕТ. Да ещё Пудож. Первый - по причине того, что возвысился над океаном глобального музейного жлобства, а второй - по причине того, что туда не погружался... Ну и мужественный Рыбинск - он из этой трясины героически выкарабкивался, но пока ещё полностью не вылез - тяжело это, из трясины выйти сухим - водяные знаки на теле остаются (это, правда, несущественная мелочь, это -да!), в глазах пока порой бывает му-у-у-тно, но есть надежда...
Рассмотреть на финских картинках толком ничего невозможно. Причём видно, что причина не в плохой технике, которая только и имеется у бедной сиротки Каси. Отнюдь. Очевидно, что фотографии можно сделать этой техникой вполне нормального рассматриваемого качества. Причина банальная - см. выше. И лепет сиротки Каси об ужасающих размерах и стоимости хранения архивов тут неуместен - причина не в этом. И на уме у этой Каси - совсем другое.

Картинки остальных 51 рубах я тут показывать не буду - пройдите и посмотрите сами. Компактнее всего эти картинки выбегут, кажется, по поиску по слову рубаха - paita. В данный момент там 35 страниц (эти рубахи на 11-й, 12-й, 13-й страницах), на которых можно увидеть, кстати, разные чудеса из Ингерманландии (Ленинградская область примерно) и из Тамбова - ну тут просто сердце кровью истекает...

Вообще, коллекция Хайкеля воспринимается на этом сайте как обоз грабителя. И все эти богатства воспринимаются именно как награбленные. Хайкель в данном случае ни при чём. Почему-то, когда я рассматриваю наши увезённые "нашей элитой" вещи на сайте МЕТа, у меня не возникает ни таких ощущений, ни таких мыслей. Потому что МЕТ это открывает всему миру - свободно открывает, как свободная сущность. И если бы меня кто спросил, а вот не проголосовала бы я за то, чтоб из МЕТа всё это вернули, к примеру в ГИМ, ГРМ и РЭМ, то ответила бы однозначно: "НИ ЗА ЧТО!!!". А здесь мартышки вертят очками и так, и сяк, но никак не поймут, что им со всеми эти богатствами делать и как из них что-то извлечь для удовлетворения неприглядных потребностей, съёживают изображения так, чтобы рассмотреть ничего нельзя было. И угрозы - ничего нельзя, ну совсем ничего. Известно также из некоторых приватных источников, что финские музеи по недоступности сравнимы с нашими. Мож кто опровергнет на основании своего опыта? Мож то был какой-то нетипичный случай, про который мне рассказывали? Не нашла я и указаний на то, как и на каких условиях изображения можно купить - мож кто-нибудь видит это на сайте? Подскажите!

И уж так, по ходу пьесы...по поводу тамбовских обрезков - конечно, нам из нашего времени судить легко, но... когда видишь эти буквально в труху искромсанные фрагменты, становится не по себе... и долго ещё мурашки по коже идут... вандализм, "просвещённый" вандализм... И дошло это до нашего времени исключительно потому, что прошли там эти "вандалы". А не прошли бы там эти "вандалы", так мы б ВООБЩЕ НИЧЕГО НИКОГДА не узнали бы... Так-то...

Так что б уж не возвращаться к финской теме, надоело, лишь попутно... Сколько я не смотрела, не искала по сайту, вся в изобилии(!)найденная европейская народная вышивка, это -
российская территория: Ленинградская область, разные районы российской Карелии, Тверская область, Владимирская, Тамбовская... Нижний Новгород, Казань, Пермь,... Западная Сибирь...
А собственно на территории Финляндии своя народная вышивка, кроме как немножко у саамов, была? Поскольку в этнологии не сильна, то и не знаю - мож финны и саамы - это одно и то же? Финляндия - страна Suomi - страна саамов? Но что-то насчёт вышивки саамов там в каталоге, кажется, совсем не густо... и исходники для известных новодельных якобы саамских костюмов как-то в изобилии по поиску "вышивка" не вывалились... Граждане, кто найдёт там саамские сокровища - киньте прямую ссылку... Это я отвлеклась, вспоминив неудачную попытку коммуникации по этому поводу с финской студенткой... Просто в изумлении пребываю...

P.S. 2014-01-09. Тут поступил было содержательный комментарий (с прямой ссылкой на страницу финского сайта) к этому сообщению. Недосуг было его открыть и запомнить. Сегодня, гляжу, его уж нет. Так что даю выжимки из почтового ящика, где этот комментарий у меня сохранился:

Колекции финского национального музея доступны любому лицу по предварительному запросу.:
” It is possible to view the original indexing data on a separate request and with staff assistance. Should anyone wish to gain access to the original artefacts for research or other purposes, an artefact handling permit application must be filled in with the help of the staff responsible for the respective collection”.
( См. http://www.nba.fi/en/information_services/customer_service )
Что касается этнографической одежды, то предварительный запрос необходим для того, чтобы доставить экспонат из специального хранилища в центре Финляндии. На это,обычно, уходит до 5 рабочих дней.


Действительно, на указанной странице - про то, что можно к ним запросто обратиться и свободно получить кажется даже какие хошь изображения - размашисто так написано, но несколько обтекаемо - неопытному человеку сложно с налёту понять, какова цена вопроса. С другой стороны человек, написавший этот комментарий, приватно мне сообщил, что нельзя просить всего, сразу и даром (это как-то совпадало с моими подозрениями на этот счёт). И какие-то условия там будут. Какие условия, мне не сообщили. Но намекнули, что меня будут с пристрастием допрашивать, зачем мне нужна эта рубашка (а мне не рубашка нужна, а хорошие изображения всех рубашек), а я должна буду доказывать, что у меня серьёзные исследовательские намерения - бр-р-р, опять старая песня музейной поучалки. Да нет у меня никаких исследовательских намерений!!! Но я хочу ВИДЕТЬ все эти рубашки и видеть в подробностях. Только и всего. Точно также, как какой-нибудь гражданин хочет прочесть ВСЕГО Пушкина. И вот вместо стандартного книжного магазина его посылают в Пушкинский Дом, где его пытают угольями на предмет серьёзности его исследовательскихз намерений. Ну не понимают люди, что гражданин просто хочет всего Пушкина прочитать, потому что Пушкин велик. Но, почему-то никак нельзя без пыток, угольев и серьёзных исследовательсикх намерений...
Китайские сложности финских музеев мне изучать некогда - зачем так сложно, когда МЕТ всем показал, что ВСЁ МОЖНО. Было бы желание. А когда желания нет, а есть жлобство, то и есть то, что есть.
Впрочем, граждане, которые пройдут через эти ядовитые музейные кишочки, может быть со временем нам что-нибудь сообщат о своём опыте...