tradtextil (tradtextil) wrote,
tradtextil
tradtextil

Category:

К словарю. Икат.



и к а т


Полотняное переплетение. Как оно получается, уж кажется, все знают. То - над, то - под. И ничего больше.
Но вот оказывается, что одна и та же структура, полученная таким образом, может выглядеть совершенно по-разному. Как выглядит обычное полотно все знают - оно всё в клеточку. Основа то видна (когда над), то не видна (когда под). И с утком - то же самое.
А вот бывает, что структура получена точно так же, а виден только уток - пример такого рода мы видим на кролевецких рушниках в сплошных красных полосках, которые разделяют разные ярусы композиций. И поэтому надо пройти по метке "кролевецкие рушники" и там это посмотреть. Основа там белая, уток - красный, а ткань не розовато-рябенькая (так получилось бы, если б ткали как обычное полотно), а чисто красная, потому что белой основы совсем не видно.
Бывает и так, что не видно утка - это имеет место в икатах - традиционных узбекско-таджикских узорных тканях. Как правило уток хлопчатобумажный, дешёвый, бегает невидимо. А видна шёлковая основа, которая очень хитрым образом бывает прокрашена в разные цвета в соответствии с рисунком, часто весьма сложным. Красят в разные участки отдельно, перевязав-обмотав туго-туго области, которые не должны при этом прокрашиваться. Понятно, что дело это тонкое. Рисунок при этом получается не очень чётким, чуть размытым, что обусловлено как раз этой сложной технологией.
В композициях старых икатов обнаруживается изобилие классических изобразительных мотивов Евразии - древо жизни, рожаница, S-образный знак, "под сводом". В общем - евразийская классика. Прекрасная и удивительная.
Чтобы не иллюстрировать рассказик заёмными картинками, коих у меня, конечно, воз и маленькая тележка, да и сеть от них ломится, я дам изображения современного образца. Технология эта, казалось бы отброшенная в небытие всё заполонившими фабричными набивными тканями, обрела вторую жизнь. Всё дело в том, что на Западе это теперь модно. Вот узбеки быстренько всё это вспомнили, наладили, и ткут в бешеных количествах на внешний рынок. Теперь это экспортное искусство. Быстренько сообразили они и то, что особым успехом пользуются архаические мотивы, поэтому часто дизайнят в духе (а то и в букве) старых икатов.
Смотрите, это - современный икат, ручная работа в соответствии со старой технологией:



Очень интересно чередуется на таком узорном полотне раппорт - он то три раза подряд смотрит в одну сторону, а потом три раза идёт вверх ногами. Это как-то связано с технологическим алгоритмом, по своему оптимальным.
Мы видим роскошную рожаницу, восседающую под сводом шатра с вершиной, отмеченной маленьким древом жизни. По обеим сторонам от неё S-образные знаки в разных начертаниях.



Смотрим на ткань поближе, уже угадывается переплетение:



Но ещё ближе будем смотреть на сканах (они получились на моём сканере в желтоватом свете):



Ткань практически двустороняяя. Изнанку найти не всегда легко, разве что какие-то дефекты туда выводят.
Далее один и тот же кусочек с лицевой стороны:



И с изнанки:



Хорошо видна ребристая структура. Внутри горизонтальных валиков бежит невидимый хлопковый уток. Его не видно за густыми и тесно друг к другу пригнанными нитями шёлковой основы.

P.S. Вот тут ещё о технологии изготовления икатов:
http://dame-odile.livejournal.com/47459.html
Tags: НарВышПуд, мой Восток, словарь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments