?

Log in

No account? Create an account
 
 
11 June 2007 @ 04:44 pm
Публикация пудожского полотенца  
Благодаря чуткости, щедрости и благородству моих пудожских друзей я имею прекрасную возможность познакомить публику с подлинным образцом ПУДОЖСКОГО КАНОНА. Я публикую здесь классическое пудожское полотенце, бережно хранимое доныне в семье, происходящей из Пудожского уезда Олонецкой губернии. Полотенце было вышито по-видимому где-то в 20-30-е годы 20 века коренной жительницей Пудожского уезда. Собственно вышила эта женщина станушку, которую впоследствии переделала в два полотенца, которые и подарила своим дочерям. Семейная легенда находит своё подтверждение в шве, соединяющем два конца полотенца. Каждая из половинок-концов полотенца как раз получилась в длину станушки.
Итак, перед вами удивительный предмет:


Посмотрим теперь на каждый из концов отдельно. Вот один конец:


А вот изнанка этого конца полотенца:


А это - другой конец полотенца. Оба конца очень похожи:


И теперь он же - с изнанки:


Первое, что удивляет человека, который видит такое впервые, - это загадка изобразительного мотива. Очевидно, что ничего не понятно, и очевидно, что есть в этом какой-то смысл и значение.
Я не буду здесь углубляться в дремучие дебри славянской мифологии и мифологии финно-угорской, с которой она каким-то таинственным образом связана. Темы эти захватывающи и необъятны. Отошлю лишь желающих как-то в этой области образоваться к книгам Б.А.Рыбакова о язычестве славян и Древней Руси. Книги эти есть в сети и при желании их там можно найти. Есть ещё несколько серьёзных авторов, исследовавших эти материи, но выдать аккуратную библиографию прямо сейчас я не готова. Но, боюсь, что, даже проштудировавши приличную стопку сих ценнейших трудов, вы не будете в состоянии со всей определённостью и окончательностью разъяснить новобранцам, что же всё-таки здесь изображено и что всё это означает. Поэтому я ограничусь ответственным заявлением, что перед нами - обрядовый предмет с архаическим изображением, отражающим древнейшие верования наших предков, это древнейшая часть ПОЛОТНЯНОЙ ЛЕТОПИСИ РОССИИ. И хотя само полотенце было вышито сравнительно недавно - каких-то 80 лет назад, оно донесло до нас устойчивый архаический мотив необыкновенного свойства. Мотив этот не был выдуман мастерицей по произволу - это канонический мотив, и этим всё сказано.
В книге Г.П.Дурасова "Каргопольская глиняная игрушка"(издана в Ленинграде в 1986 году в издательстве "Художник РСФСР") на странице 158 я встретила чёрно-белую фотографию подола рубахи с точно таким же изобразительным мотивом! Вот скан:

Сходство этих изображений удивительное. Совпадают буквально все формы - вплоть до формы отростков "внешней медведицы", формы её ушей и "рогов". И два существа под внутренней конструкцией. Только в нашем случае читаются две птички, а на дурасовском изображении правое существо как будто стоит на четырёх ножках и слегка смахивает на коровку. Но это уже несущественно. Перед нами - типичный образец ПУДОЖСКОГО КАНОНА. Соответственно и техника вышивки полностью традиционна, в чём мы сможем убедиться, поползавши по полотенцу с фотоаппаратом подробно - по лицу и по изнанке.
Начнём рассматривать первый конец с лица.
1- это левый верх
, а большая фотография - по ссылке:
http://img.fotki.yandex.ru/get/1/zxcasq1.4/0_a52_3b64ce0_XL

а это изнанка этой же области:
,http://img.fotki.yandex.ru/get/1/zxcasq1.4/0_a5e_f8eeb6b6_XL


2- это левый низ

http://img.fotki.yandex.ru/get/1/zxcasq1.4/0_a53_7a05082b_XL

а это изнанка этой же области:
http://img.fotki.yandex.ru/get/1/zxcasq1.4/0_a5f_3606b266_XL

3- это верхняя середина

http://img.fotki.yandex.ru/get/1/zxcasq1.4/0_a54_98813438_XL

а это - та же область с изнанки:
http://img.fotki.yandex.ru/get/1/zxcasq1.4/0_a61_72b74cb5_XL

4- это нижняя середина

http://img.fotki.yandex.ru/get/1/zxcasq1.4/0_a55_3fe132fc_XL

А это - изнанка той же области:
http://img.fotki.yandex.ru/get/1/zxcasq1.4/0_a62_a76f36bd_XL

5- это правый верх

http://img.fotki.yandex.ru/get/1/zxcasq1.4/0_a56_e270721_XL

А это - изнанка той же области:
http://img.fotki.yandex.ru/get/1/zxcasq1.5/0_a63_c565cbc5_XL
6- это правый низ

http://img.fotki.yandex.ru/get/1/zxcasq1.4/0_a57_4be1a9fd_XL

И изнанка этой области полотенца:
http://img.fotki.yandex.ru/get/1/zxcasq1.5/0_a64_27151cd6_XL

Обратимся теперь к технике вышивки.
Выберем маленький кусочек - пусть это будет "макушка головы большой медведицы". Рассмотрим этот кусочек с лица:

И с изнанки:


Сравнивая соответствующие места на лице и на изнанке делаем следующие выводы:
Техника вышивки соответствует пудожскому канону.А именно:

1 - Контуры всех фигур вышиты тамбурным швом. Особых доказательств этого не требуется - представленные фотографии достаточно красноречивы. На крупном плане это видно хорошо.

2 - В заполнениях замкнутых фигур мы видим разнообразные формы чередования вертикальных полос двух типов - сплошных прямолинейных красных вертикальных полос и орнаментальных полос.

3 - Орнаментальные полосы различных видов вышиты швом "набор", и на изнанке мы видим негативное изображение того же орнамента.














4 - Сплошные вертикальные красные прямолинейные полосы вышиты односторонней гладью (гладь-верхошов, владимирская гладь). Поясним сказанное и увиденное дополнительным рисунком, показывающим алгоритм выполнения шва:


Иголка с вышивальной красной нитью выходит на поверхность в точке 1, а в точке 2 мы протыкаем иглу на изнанку.
Вновь на поверхность иголка выходит в точке 3, а в точке 4 уходит на изнанку и так далее:
выходим на поверхность в точке 5, уходим в 6,
выходим на поверхность в точке 7, уходим в 8,
выходим на поверхность в точке 9, уходим в 10,
выходим на поверхность в точке 11, уходим в 12...
В результате на лице получаем плотно прилегающие друг к другу динные наклонные стежки: 1-2,3-4, 5-6, 7-8, 9-10, 11-12...
А на изнанке получается два параллельных ряда маленьких вертикальных стежков по краям полоски, на рисунке они показаны зелёным цветом: с одной стороны стежки 4-5, 8-9..., а с другой стороны стежки 2-3, 6-7, 10-11...
Я видела двузначное число предметов, принадлежащих к пудожскому канону и во всех вертикальные полосы вышиты именно так(иногда бывают редкие и незначительные отклонения на небольших участках шва, кажется мастерице надоедает и она вдруг ненадолго перейдёт на двустороннюю гладь, а потом опять возвращается к основной технике).

5 - горизонтальные разграничительные линии и извилистая кривая нижнего фриза - двойные линии тамбурного шва. Линии проложены очень близко друг к другу.

Детальные фотографии второго конца полотенца я здесь не выкладываю, похоже, необходимости в этом нет. В случае, если кого-то заинтересуют детали, это можно сделать.
 
 
 
(Anonymous) on June 13th, 2007 04:07 am (UTC)
В.М.
Очень, очень интересно! Вы открываете нам глаза на то, что рядом с нами!
(Anonymous) on May 3rd, 2011 07:45 am (UTC)
На второй фотографии и фотографии "2-это левый низ" есть ещё один довод в пользу того, что тамбурный шов вышивался, как и на востоке, крючком:
горизонтальная тамбурная полоса, идущая от "птицы" или внутреннего края "дупла" к внешнему краю (или наоборот).

При вышивке иглой на каждый стежок тратится три движения + частая смена нитки в игле ("длинная нитка - ленивая девица"). Поэтому мастерице не составит труда вытянуть нитку на изнанку, закрепить и новый мотив начать как и положено (без переходов).

При вышивке крючком на каждый стежок тратится только одно движение + не надо постоянно отрезать и закреплять нить (вышивается от клубка). Поэтому работа по выведению нити на изнанку и закреплению значительно уменьшает КПД.
Так что, если вышитый мотив - небольшой, то возникает соблазн не прерывать нитку, а перейти к следующему мотиву.

С уважением,
Евгения Володина

PS: Спасибо за замечательный макро-фотографии! Качественные и бесплатные (доступные для общественности).
tradtextiltradtextil on May 3rd, 2011 10:17 am (UTC)
Да, действительно, если бы был смысл в этой горизонтальной линии, то с большой вероятностью, такая же линия была бы на другом краю дупла и на другом конце полотенца такие линии тоже скорее всего были бы. Но их нет ни там, ни там - это довод в пользу "технологического" происхождения этой линии(лень было прерываться), а , стало быть, и в пользу крючка.
Впрочем, у меня очень много изображений изнанок пудожского канона - нигде не заметно игольного несовпадения точек вкола-выкола.
tradtextiltradtextil on May 3rd, 2011 10:23 am (UTC)
Свободу узникам музейных централов!
""Спасибо за замечательный макро-фотографии! Качественные и бесплатные (доступные для общественности).
------
Это спасибо надо передать хозяевам раритета. Они открыты и щедры, в отличие от весьма многочисленных музеев, просто ощерившихся против людей, которым всё это по-настоящему интересно.
Информация о культурном наследии народов должна быть свободной!!! Позор музейщикам-тюремщикам!!!