tradtextil (tradtextil) wrote,
tradtextil
tradtextil

Categories:

Публикация пудожского полотенца

Благодаря чуткости, щедрости и благородству моих пудожских друзей я имею прекрасную возможность познакомить публику с подлинным образцом ПУДОЖСКОГО КАНОНА. Я публикую здесь классическое пудожское полотенце, бережно хранимое доныне в семье, происходящей из Пудожского уезда Олонецкой губернии. Полотенце было вышито по-видимому где-то в 20-30-е годы 20 века коренной жительницей Пудожского уезда. Собственно вышила эта женщина станушку, которую впоследствии переделала в два полотенца, которые и подарила своим дочерям. Семейная легенда находит своё подтверждение в шве, соединяющем два конца полотенца. Каждая из половинок-концов полотенца как раз получилась в длину станушки.
Итак, перед вами удивительный предмет:


Посмотрим теперь на каждый из концов отдельно. Вот один конец:


А вот изнанка этого конца полотенца:


А это - другой конец полотенца. Оба конца очень похожи:


И теперь он же - с изнанки:


Первое, что удивляет человека, который видит такое впервые, - это загадка изобразительного мотива. Очевидно, что ничего не понятно, и очевидно, что есть в этом какой-то смысл и значение.
Я не буду здесь углубляться в дремучие дебри славянской мифологии и мифологии финно-угорской, с которой она каким-то таинственным образом связана. Темы эти захватывающи и необъятны. Отошлю лишь желающих как-то в этой области образоваться к книгам Б.А.Рыбакова о язычестве славян и Древней Руси. Книги эти есть в сети и при желании их там можно найти. Есть ещё несколько серьёзных авторов, исследовавших эти материи, но выдать аккуратную библиографию прямо сейчас я не готова. Но, боюсь, что, даже проштудировавши приличную стопку сих ценнейших трудов, вы не будете в состоянии со всей определённостью и окончательностью разъяснить новобранцам, что же всё-таки здесь изображено и что всё это означает. Поэтому я ограничусь ответственным заявлением, что перед нами - обрядовый предмет с архаическим изображением, отражающим древнейшие верования наших предков, это древнейшая часть ПОЛОТНЯНОЙ ЛЕТОПИСИ РОССИИ. И хотя само полотенце было вышито сравнительно недавно - каких-то 80 лет назад, оно донесло до нас устойчивый архаический мотив необыкновенного свойства. Мотив этот не был выдуман мастерицей по произволу - это канонический мотив, и этим всё сказано.
В книге Г.П.Дурасова "Каргопольская глиняная игрушка"(издана в Ленинграде в 1986 году в издательстве "Художник РСФСР") на странице 158 я встретила чёрно-белую фотографию подола рубахи с точно таким же изобразительным мотивом! Вот скан:

Сходство этих изображений удивительное. Совпадают буквально все формы - вплоть до формы отростков "внешней медведицы", формы её ушей и "рогов". И два существа под внутренней конструкцией. Только в нашем случае читаются две птички, а на дурасовском изображении правое существо как будто стоит на четырёх ножках и слегка смахивает на коровку. Но это уже несущественно. Перед нами - типичный образец ПУДОЖСКОГО КАНОНА. Соответственно и техника вышивки полностью традиционна, в чём мы сможем убедиться, поползавши по полотенцу с фотоаппаратом подробно - по лицу и по изнанке.
Начнём рассматривать первый конец с лица.
1- это левый верх
, а большая фотография - по ссылке:
http://img.fotki.yandex.ru/get/1/zxcasq1.4/0_a52_3b64ce0_XL

а это изнанка этой же области:
,http://img.fotki.yandex.ru/get/1/zxcasq1.4/0_a5e_f8eeb6b6_XL


2- это левый низ

http://img.fotki.yandex.ru/get/1/zxcasq1.4/0_a53_7a05082b_XL

а это изнанка этой же области:
http://img.fotki.yandex.ru/get/1/zxcasq1.4/0_a5f_3606b266_XL

3- это верхняя середина

http://img.fotki.yandex.ru/get/1/zxcasq1.4/0_a54_98813438_XL

а это - та же область с изнанки:
http://img.fotki.yandex.ru/get/1/zxcasq1.4/0_a61_72b74cb5_XL

4- это нижняя середина

http://img.fotki.yandex.ru/get/1/zxcasq1.4/0_a55_3fe132fc_XL

А это - изнанка той же области:
http://img.fotki.yandex.ru/get/1/zxcasq1.4/0_a62_a76f36bd_XL

5- это правый верх

http://img.fotki.yandex.ru/get/1/zxcasq1.4/0_a56_e270721_XL

А это - изнанка той же области:
http://img.fotki.yandex.ru/get/1/zxcasq1.5/0_a63_c565cbc5_XL
6- это правый низ

http://img.fotki.yandex.ru/get/1/zxcasq1.4/0_a57_4be1a9fd_XL

И изнанка этой области полотенца:
http://img.fotki.yandex.ru/get/1/zxcasq1.5/0_a64_27151cd6_XL

Обратимся теперь к технике вышивки.
Выберем маленький кусочек - пусть это будет "макушка головы большой медведицы". Рассмотрим этот кусочек с лица:

И с изнанки:


Сравнивая соответствующие места на лице и на изнанке делаем следующие выводы:
Техника вышивки соответствует пудожскому канону.А именно:

1 - Контуры всех фигур вышиты тамбурным швом. Особых доказательств этого не требуется - представленные фотографии достаточно красноречивы. На крупном плане это видно хорошо.

2 - В заполнениях замкнутых фигур мы видим разнообразные формы чередования вертикальных полос двух типов - сплошных прямолинейных красных вертикальных полос и орнаментальных полос.

3 - Орнаментальные полосы различных видов вышиты швом "набор", и на изнанке мы видим негативное изображение того же орнамента.














4 - Сплошные вертикальные красные прямолинейные полосы вышиты односторонней гладью (гладь-верхошов, владимирская гладь). Поясним сказанное и увиденное дополнительным рисунком, показывающим алгоритм выполнения шва:


Иголка с вышивальной красной нитью выходит на поверхность в точке 1, а в точке 2 мы протыкаем иглу на изнанку.
Вновь на поверхность иголка выходит в точке 3, а в точке 4 уходит на изнанку и так далее:
выходим на поверхность в точке 5, уходим в 6,
выходим на поверхность в точке 7, уходим в 8,
выходим на поверхность в точке 9, уходим в 10,
выходим на поверхность в точке 11, уходим в 12...
В результате на лице получаем плотно прилегающие друг к другу динные наклонные стежки: 1-2,3-4, 5-6, 7-8, 9-10, 11-12...
А на изнанке получается два параллельных ряда маленьких вертикальных стежков по краям полоски, на рисунке они показаны зелёным цветом: с одной стороны стежки 4-5, 8-9..., а с другой стороны стежки 2-3, 6-7, 10-11...
Я видела двузначное число предметов, принадлежащих к пудожскому канону и во всех вертикальные полосы вышиты именно так(иногда бывают редкие и незначительные отклонения на небольших участках шва, кажется мастерице надоедает и она вдруг ненадолго перейдёт на двустороннюю гладь, а потом опять возвращается к основной технике).

5 - горизонтальные разграничительные линии и извилистая кривая нижнего фриза - двойные линии тамбурного шва. Линии проложены очень близко друг к другу.

Детальные фотографии второго конца полотенца я здесь не выкладываю, похоже, необходимости в этом нет. В случае, если кого-то заинтересуют детали, это можно сделать.
Tags: пудожская народная вышивка, пудожский канон
Subscribe

  • Сон разума. Чудовищные превращения "пудожского креста".

    Случайно, просматривая в сети дневники путешествий, наткнулась я и на описание одного путешествия с заездом в известный мне город Пудож:…

  • Сладость признания. Похвастушки.

    Потребность в признании - одна из существеннейших потребностей человека. И удовлетворяют разные люди эту потребность по-разному. Хорошо сказал Геворг…

  • Вопрос на засыпку...

    Интернет - дело известное. На наше тут появление мы получаем отклики не только тех людей, которых мы действительно стремимся найти и которым…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments