tradtextil (tradtextil) wrote,
tradtextil
tradtextil

Categories:

"Наличники России". День варенья.

Поискала в своём профиле повод открыть сообщение, написанное мной для сообщества "Наличники России" (http://nalichnik-ru.livejournal.com), и нашла.
Вот обоснование из моего профиля, который я давно не изменяла:
"... могут обсуждаться и другие темы, связанные с традиционным текстилем и народным искусством...".

Сегодня - день рождения сообщества "Наличники России". Оно существует уже 6 лет.



Начало было трудным - приходилось выискивать граждан, обладающих хоть какими-то фотографиями наличников, и активно зазывать их в сообщество как только было возможно. Но потом сообщество пошло само, люди начали приходить сами. Я отошла от активной деятельности в нём, занялась книгой. Теперь книга моя выпущена и я в свободном плавании. И уже начала восстанавливать свою экспедиционную деятельность, пока по чуть-чуть.
Когда я заводила этот журнал, а потом и сообщество "Народное искусство - текстиль" (http://nar_art_textil.livejournal.com ), то наивно полагала, что найду единомышленников и единодейственников - ведь в "Наличниках" так и получилось, хотя далеко не в тех масштабах, как хотелось. Однако ж с текстилем оказалось всё совершенно иначе. Сообщество дышит лишь благодаря энтузиастам-путешественникам, выкладывающим репортажи о своих посещениях музеев. Однако ж текстильные раритеты, находящиеся в частных коллекциях, показаны там были в самом мизерном количестве. Это явное исключение, а не правило. И ведь никто не просил выкладывать значительные объёмы информации - да хоть бы один предметик какой-нибудь, ну хоть третьеразрядный кинуть с барского плеча для открытого доступа, для народа. Нет и этого (за очень редкими исключениями, если не исключением, сейчас уж не помню точно). И это странно. Непонятно, почему так оказалось, что "наличникоеды" в целом открыты миру, а "текстильщики" чахнут над запечатанными сундуками. Условия эксперимента были одинаковыми. Конечно, и наличникоедам не чужд собственнический инстинкт, но они его как-то удовлетворяют иначе - всё выкладывают и выкладывают в сеть для всеобщего доступа. Чем больше - тем весомей вклад и признание.
Такая вот картина ...

А далее уже совсем другая картина. Картинища! Шедевр!
Далее - поздравительное сообщение для сообщества " Наличники России":


Поздравляю участников и читателей сообщества "Наличники России" с днём рождения!
Нам шесть лет!
Желаю всем крепкого здоровья, хороших фотоаппаратов, интересных экспедиций и успеха в упорном труде по фотофиксации русской деревянной архитектуры!


По случаю дня рождения упиваемся красотой редкостного шедевра:



Световой день практически закончился, когда мы въехали в эту деревню, название которой противу своего обычая не произношу из суеверного чувства. При таком освещении ничего хорошего ожидать уже не следовало. Боковой фасад издали ничего такого уж сногсшибательного не предвещал. Ну да, какие-то традиционные для тех мест наличники имеются:



Ближе... О-о-о, хороши наличники, надо постараться отснять получше:



И только подойдя поближе, я поразилась тому, насколько они хороши! Вот это - настоящая классика! Дивная гармония, чудные пропорции, точная линия, изящнейший рисунок, благородство резьбы. Ни прибавить, ни убавить...
Рассмотрим наличник чуть подробнее.
Навершие:







Вот чудаки! Не ленились выполнять полноценную резьбу, которая даже не видна во фронтальном ракурсе:









Теперь нижняя часть наличника:







Краска смылась:





Вероятно, от нахлынувших чувств при серьёзном цейтноте, на старушку случилась прорушка. Я не сняла как следует подзорчики-фризики над наличниками. Это со мной практически не случается. Но тут случай был редкий...
Приходится довольствоваться поганенькой вырезкой из общей фотографии. Но можно разобрать, что пропильный подзорчик прижат "плинтусом" с глухой резьбой. И ещё есть один независимый плинтус глухой резьбы на пересечении поверхности выступа стены и карниза:



Это независимый плинтус, а поверх него видны колышки руинированного пропильного подзорчика. Интересно, у этих плинтусов есть чёткое укоренившееся название, именно к ним относящееся?



То же самое чуть ближе. Пропильный подзорчик там в кадр целиком не вошёл:



Зато подзорчик виден на нижеследующем кадре. Видна также и разработка верхней части пилястры (доски-прибоины). Непонятно, куда подевались оба плинтуса глухой резьбы. Веротяно, отвалились на этом участке:





Но пора взглянуть на уличный фасад. Осторожно - неописуемая красота, захватывает дыхание!





Фронтон украшает неправдоподобной красоты светёлка. Собственно, это и не светёлка, и не наличник, а чисто владимирско-нижегородское изобретение, навеки вошедшее в историю искусств без особого названия:



Жаль только, что практически утрачена резьба нижней панели. Но видно, что она помещалась как бы в трёх секциях. В крайних секциях были симметричные растительные мотивы, а посреди могла быть четырёхзначная дата, по оставшимся теням заключая:



Но в остальном всё можно разобрать. Как жаль, что мы прибыли туда только поздним вечером!



Кого там только нет!!! Та же фотография, но чуть посветлее и срезана:





Двуглавый орёл есть:



Русалки есть:





И чуды морские есть!





Не в силах оторваться от созерцания этих дивных персонажей даже на таких ужасных вырезках, перехожу к системе резных поясков, украшающих подбой крыши и фронтон:



Сохранились следы красно-жёлтой раскраски подбоя навеса крыши. Такие штуки видывали мы в Талдомском районе. Полагаю, что очень может быть, что это первая раскраска- ведь это место дождям и снегам не подставлено. Но даже если и не первая, то, скорее всего сделано, как было изначально. Три глухих пояска (два из которых - плинтусы) и два пропильных подзорчика - один существительный, а другой - прилагательный:



Вот это - тот подзорчик, который существительный. Он прижат плинтусом с глухой резьбой:



А здесь на первом плане - прилагательный пропильный подзорчик, он впритык соседствует с другим глухорезным плинтусом:



Ну и, наконец, крылечко с родной дверью и родной расстекловкой находящегося над крыльцом окна. Конечно, дверь надо было бы снять подробнее. Там и ворота в крытый двор, похоже, тоже родные и даже кольцо, за которое, вероятно, когда-то лошадь привязывали (кажется, это не стукалка, а именно кольцо для привязи?):



Я верю, что эта нетленная красота призвана спасти мир. И как бы это всё не было абсурдно с точки зрения формальной логики, мы должны спасти её от тлена и искажений!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments