tradtextil (tradtextil) wrote,
tradtextil
tradtextil

Categories:

Народное искусство и ... мода. Природа нигилизма. Жажда десакрализации.

Каждому, кто любит народное искусство, название очередного моего сообщения этой серии покажется, наверное, притянутым за уши. Зачем, кажется, это обсуждать, если и козе понятно, что никакая мода тут ни при чём. Однако, к сожалению, эта тема тоже актуальна!

Чем дальше в лес, тем больше дров...
Я уже писала как-то об этом вскользь и последние срежиссированные глобалистскими уродами медиа-события это подтверждают - если есть алтарь, к нему когда-то придут те, кто по своему ущербному внутреннему устройству будет снедаем одним желанием - осквернить его. Оставив анализ этого психико-этолого-философского явления специалистам, перейдём ближе к теме.
Не так давно я столкнулась с сильно различающимися случаями, которые однако в главном сходились абсолютно. Сутью двух очень эмоциональных манифестаций совершенно разных людей было удивительно-неслыханное, совершенно алогичное и иррациональное стремление свести народное искусство к ... моде!
Расскажу о первом случае, а заодно и том моём приключении, частью которого был этот случай. Я уже писала вскользь, что имела ужасающий опыт недолгого пребывания на сайте "Убрус"(который по моему ограниченному пониманию, вроде бы посвящён церковной вышивке) - опыт шокирующий и совершенно для меня неожиданный в таком месте. Ну так теперь я о таких местах думаю иначе, хотя, конечно, о подобных явлениях желательно знать до того, как по незнанию и наивности вляпываться в неприятные истории. Не по теме, но поучительно. Расскажу этот инцидент, поскольку в этом контексте персонаж, высказавшийся по обсуждаемому вопросу, становится более представимым.
Итак, мне в моём журнале неизвестной мне читательницей без имени были заданы вопросы, касающиеся чисто технической стороны вышивки - а именно, двух швов. Указаны были ссылки на "Убрусе" на соответствующие обсуждения. Я посмотрела общую информацию о сайте - никаких ограничений по части вероисповедания и воцерковлённости я не увидела, после чего зарегистрировалась. Я приняла участие в обсуждении конкретных вышивальных вопросов. Всё было совершенно нормально и прилично. Реакция тамошней руководительницы была положительная, она тепло поблагодарила меня за скромные соображения, которые я там высказала. Я подумала о том, что естественно было бы представиться аудитории. Для этого я воспользовалась предоставляемой на сайте возможностью вести индивидуальный блог. Вести его на той площадке я естественно не собиралась, учитывая тот факт, что интересующая меня тематика от церковной весьма далека и более того - на сайте, посвящённом церковной вышивке, могла выглядеть провокативно-неуместной. Приходить же в чужой монастырь со своим уставом я считаю совершенно недопустимым. Поэтому я ограничилась единственной записью из одной строчки, где я сообщала, что веду живые журналы, посвящённые народному искусству - tradtextil и ehidnazevaka. Вот тут-то и началось. Явился провокатор в юбке. Классический провокатор! Только одета дамочка была на своём аватарчике не в лиловые колготки, а в нежный кружевной палантин - ну сущая святость! Отличие этой особы от персонажей в лиловых колготках на этом заканчивалось. Суть была та же. Наглая тётка как кусок грязи, запущенный каким-то хулиганом, влетела в мой "блог" и встряла в совершенно ненавязчивый и спокойный обмен репликами между мной и одной из участниц сайта, которая уже побывала в моём журнале ehidnazevaka и выразила свою печаль по поводу сохранности наших любимых наличников. Тётка в сжатом виде выдала манифест нигилизма, основные тезисы которого передаю своими словами:
- нечего жалеть, что всё это рушится - это всё преходящее - народу это, стало быть, не нужно- народ нашёл как себя сохранить ( читай - для православного народа все эти частности ушедшей культуры - сущая чепуха, шелуха и излишества)
"ведь это - мода!", продолжала тётка явно издевательски.
Закончила тётка весьма странными насмешками, которые даже самый далёкий от этикета человек вынужден был бы квалифицировать как личные оскорбления.
Ну и что - мало ли хамок бродит по интернету? В самом деле, чего тут вымусоливать? Но было одно НО - на сайте не предусмотрена была столь привычная для светских людей хотя бы в том же живом журнале возможность удалить нежелательный в данном журнале комментарий! То есть тебе накидали в журнал всяких субстанций, а ты терпи. Я задала вопрос - как удалить нежелательный комментарий в моём блоге? Оказалось, там "голосуют" - если читателю не понравился комментарий, то он может нажать кнопочку "не нравится" или что-то в этом духе. Если это сделают три человека - комментарий ( или сообщение на форуме!) удаляется автоматически. А если, к примеру, до этой записи никто не дойдёт, или дойдёт всего два добрых и внимательных человека, так и будет там эта субстанция благоухать вечно! Руководит сайтом некий священник, который является там как бог из машины и над падающей ниц толпой изрекает непререкаемые истины. Вероятно, столь странный способ организовать сетевую систему является его изобретением. До ответа на вопросы самодовольный господин в рясе не снисходит - в силу своего божественного амплуа и поддержания дистанции между своей непогрешимой персоной и прочими людишками. Что было делать?
Терпеть нельзя возмутиться.
Да, конечно, тут же нашлись добрые женщины, которые, кажется, и наведались в мой скромный "блог" только для того, чтобы по-христиански нажать на кнопочку "не нравится" и облегчить тем мою участь.
Но мне совершенно не нравится такой извращённый способ решать конкретную проблему прекращения общения с каким-то человеком, оскорбившим меня, путём громкого взывания ко всей аудитории, которая собралась там совершенно для другого дела! Вопить, отвлекать людей от дела ( от святого дела!) - и всё это лишь для того, чтобы убрать всеобщими усилиями с тропинки у моего дома какие-то собачьи какашки... Дикая организация сайта! Вероятно для воспитания смирения ( или толерастии?)...
Прежде чем вернуться к программному манифесту тётки в кружевном палантине я уж доскажу мой печальный опыт.
Пока суд да дело, в моём "блоге" появился ещё один комментарий какой-то молодой особы, сводившийся примерно к следующему: "да пусть оно горит ясным пламенем главное - чтоб тепло было" и далее про то, что этой даме это всё не нужно и она бы с этим всем покончила при малейшей щели в окне... Комментарий был написан совсем плохим языком - видно было, что дама с выражением простейшей мысли не справляется... Да, этот комментарий прямых оскорблений не содержал, но он продолжал всё ту же линию - да гори ты синим пламенем вместе со своими наличниками! Опять же смысл его, ввиду прилагаемого косноязычия, становился ясен только при условии, что известно содержание моего журнала ehidnazevaka. По форме - ничего особенного, а по сути - всё те же пляски в фиолетовых колготках. Я думаю, смысла того, что она сказала, эта дама даже и не поняла. Но мне от этого присутствие этих субстанций в моём "блоге" приятней не стало. Я опять обращаюсь к модератору. И (!) он даже вводит в качестве пробного режима возможность удалять комментарии. Я удаляю одиозный комментарий. Что тут началось!!! Оскорблённая этим страшным действием авторша безмозглого комментария (стало быть следившая за его состоянием в моём блоге?) подняла на борьбу со мной всю православную умму! Меня поучали, призывали, изничтожали и обвиняли в страшных грехах... И всё это, конечно, сдабривалось многочисленными призывами к небесным силам и бесконечными поминаниями того, кого не следует поминать всуе. Но разве ж это всуе! Тут был самый настоящий крестовый поход! Какая пассионарность! Она напомнила мне старую хуторскую школу, в которой я училась до 7 класса - я помню, как сбивались там эти мерзкие стаи одних против других и как они потом тасовались и опять кипели ненавистью неизвестно по какой фундаментальной причине... Вот я и думаю, выходит толерастический жж, более нравственен? Здесь никому не придёт в голову сбиваться в стаи из-за одного удалённого комментария... Ну убрали комментарий - значит, чем-то не понравился, не ко двору пришёлся...Плюнули, да и пошли дальше... Что орать-то?
Не зная, как отлепиться от всех этих громогласных поучающих мосек, и не желая более присутствовать на этом очень странном сайте, я решила удалить аккаунт - мне эти безумные разборки совершенно не нужны ни с какой стороны. Оказалось, что это не так просто - такая возможность не просматривалась ни на одной из общих страниц. Я задала вопрос в новой теме на форуме: " Как можно удалить аккаунт?". Умма, казалось бы наседавшая на меня со всех сторон, вдруг куда-то исчезла, я осталась в полном одиночестве - на мой вопрос ответить никто не хотел, хотя прежде обсуждался каждый технологический чих... Я стала искать - и я не могла найти. Поиск по сайту ("удалить аккаунт") высветил какое-то обсуждение - модератор в рясе обсуждал с кем-то, как какой-то гражданин, пожелавши удалиться с сайта, методично вымарал каким-то образом все свои комментарии. "Предсталяете? Сидел и по одному комментарию удалял! Ведь это психическая ненормальность!" - описывал действия какого-то "погрязшего в гордыне" гражданина непогрешимый модератор в рясе. Естественно, мысль о том, что устраивать сайт по принципу мышеловки - психическая ненормальность, в голову этому святоше не приходила. Итак, мне стало ясно, что я в мышеловке. И тут следует вспомнить Пушкина. "Борис Годунов", сцена в корчме. В роли Варлаама - я. "Грамоту я подзабыл, да коли дело до живота доходит - разберу!". Я напрягла свои аналитические способности, и решение пришло на удивление быстро. Я не думала, что настолько примитивное решение пройдёт, но оно на моё удивление - прошло! За считанные минуты я зарегистрировала ещё два липовых аккаунта и со всех трёх аккаунтов нажала на кнопочку "не нравится" под всеми моими ремарками - всё исчезло. Более того! Я удивилась такой возможности - но она была! Удаливши мой красивый юзерпик с фрагментом моего рушника, я ПЕРЕИМЕНОВАЛА свой аккаунт - он теперь был не tradtextil, а просто "n". Уф-ф-ф! Вырвавшись, наконец, из мышеловки, я опять испытала чувства Варлаама - теперь по поводу своего освобождения.
И вот я думаю - столько спеси, а об элементарной защите своего сайта этот горе-модератор не подумал - окажись на моём месте какой-нибудь другой человек, который захотел бы НАКАЗАТЬ обидчиков - он бы снёс по этому алгоритму не исключительно свои ремарки, а ВЕСЬ форум - всего лишь за час "работы". Да уж, спасаемы богом, несмотря на самонадеянность недоучки, ничего не скажешь...
Триллер закончен, что в сухом остатке? "А это мода!".
Пока шли все эти нешуточные баталии какая-то добрая душа попыталась меня утешить - дескать, тётка в палантине не хотела ничего нехорошего, более того - она даже сама народными традициями занимается! Конечно, сама тётка в палантине как в рот воды набрала и больше субстанциями не кидалась, а либо засела где-то в кустах либо пошла дальше "заниматься народными традициями". Такая вот история.
Другой случай произошёл уже в комментариях к последним сообщениям - и опять невиданный взрыв эмоций, просто крик: "Нет никакой духовной сущности в народном искусстве, это всё - мода!". И опять, о странность, крик этот исходил от господина, который владеет ремесленными знаниями и умеет воспроизводить технологически точно некоторые так сказать "артефакты". И опять поражает дикий накал нигилизма - да, такую бы пассионарность - да в мирных целях. Что тому причиной, даже трудно себе вообразить. От желания эпатировать до ... не знаю чего.
Итак - нигилизм, жажда десакрализации. Нигилизм "православный" и нигилизм "светский". Но хрен редьки не слаще. Нигилизм к хорошему никогда ещё не приводил. Результаты его всегда ядовиты.
То, что сердцевиной народного искусства являются вещи, в которых нам явлено глубокое религиозное содержание, сохранявшее крестьянскую цивилизацию в её целостности, - факт. Да, религия эта известна нам лишь во фрагментах, но священный трепет способны испытывать и мы - перед величием и целостностью народного искусства. И как людям, которые "занимаются народным искусством", удаётся этого не ВИДЕТЬ - мне неведомо.
Нигилизм, однако. Был бы алтарь - осквернители найдутся.
Tags: народное искусство, народное искусство и мы
Subscribe

  • К словарю. Бакмаль (бахмаль?).

    б а к м а л ь (б а х м а л ь?) Возможно, я у себя в книжке неправильно написала это русскими буквами. Пишут и так, и так. Вот сейчас…

  • К словарю. Икат.

    и к а т Полотняное переплетение. Как оно получается, уж кажется, все знают. То - над, то - под. И ничего больше. Но вот оказывается, что…

  • Ещё по поводу индийско-пудожских цветов.

    Вот ведь когда картинки какой-то там группы-категории ищешь, так чего только не найдёшь, но только не их. И даже точно знаешь, что были, да, были…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • К словарю. Бакмаль (бахмаль?).

    б а к м а л ь (б а х м а л ь?) Возможно, я у себя в книжке неправильно написала это русскими буквами. Пишут и так, и так. Вот сейчас…

  • К словарю. Икат.

    и к а т Полотняное переплетение. Как оно получается, уж кажется, все знают. То - над, то - под. И ничего больше. Но вот оказывается, что…

  • Ещё по поводу индийско-пудожских цветов.

    Вот ведь когда картинки какой-то там группы-категории ищешь, так чего только не найдёшь, но только не их. И даже точно знаешь, что были, да, были…