tradtextil (tradtextil) wrote,
tradtextil
tradtextil

Categories:

Косая стёжка - а что это такое? Часть 7. Косая стёжка и церковная вышивка.

Поводом к написанию этой длинной и утомительной серии сообщений о косой стёжке стали новые комментарии к моим старым небольшим отрывочкам на эту тему здесь у меня в журнале. Неизвестный собеседник(ца) сообщал(а) мне, что эта техника обсуждается на сайте, посвящённом церковной вышивке:
http://www.ubrus.ru/node/1787
и что там есть ссылка на мой журнал.
Я была удивлена - я не ожидала бы встретить косую стёжку в церковной вышивке. Если бы кто-нибудь в частной беседе задал мне "вопрос на засыпку" : "Есть ли в церковной вышивке косая стёжка?", я бы с уверенностью сказала: "Ну конечно, нет!". Почему?
Да, ответила бы я не рассуждая, но во всякой спонтанности можно найти причину, вполне объяснимую рационально, просто иногда слишком долго и трудно её откапывать. Я подумала. Мне кажется, что причина в том, что в церковной вышивке счётные швы, выполняемые в строго предписанной прямолинейной геометрии и строго по счёту нитей ткани, вероятно, всё-таки редкость. Даже вроде бы и почти регулярная какая-нибудь решётка намечается на каком-то кусочке, ан-нет, глядишь геометрическая строгость как-то где-то нарушена, геометрия "поплыла" и общее впечатление уже другое. Поэтому ответ "нет!" приходит раньше рассуждений на этот счёт. Во главу угла с точки зрения вышивального ремесла геометрическая правильность там не ставится, как не имеет значения направление стежка относительно НИТЕЙ ТКАНИ, а вот как раз последнее в счётной народной вышивке - абсолютный закон!
Никоим образом никогда не погружалась я в церковную вышивку, хотя, конечно, много видела её в музеях и отмечала для себя какие-то остановившие моё внимание детали.
Я зарегистрировалась на сайте и даже поучаствовала в обсуждении - мне импонирует стремление разобраться в терминологии вышивки, ответственно подойти к формированию этой терминологии. Ведь её почти-отсутствие в данный момент - это ужасная проблема, из-за которой построение вавилонских башен повторяется вновь и вновь, ввиду отсутствия общего языка. Но по ряду причин, о которых в данный момент и здесь распространяться я не намерена(хотя история вышла весьма поучительная), сайт этот мне пришлось покинуть, причём самым экстравагантным и экстренным образом.
Однако мне не хотелось бы, чтобы мои разбирательства с косой стёжкой пропали втуне, поскольку я уж и так потратила на это время. Может быть, они понадобятся кому-нибудь для дела.
Итак, проблема, обсуждавшаяся в вышеуказанной теме, представляется мне так.
Во множестве швов (и вариаций швов) церковной вышивки имеются такие, которые по каким-то параметрам напоминают косую стёжку( и её "варианты", скажем так). К сожалению, заинтересованное сообщество, обсуждающее эту тему на сайте мастерской "Убрус", кажется, даже и не пришло ещё к окончательному выводу - что же это за шов, что же это за вариация - формального его описания я по первому прочтению не увидела. Кажется, это ещё не вполне ясно самим участникам и инициаторам обсуждения. Кто-то из практикующих вышивальщиц в какой-то из мастерских назвал этот шов косой стёжкой и название это было подхвачено в других мастерских. Так что можно считать, что в данный момент оно уже некоторым образом распространилось и закрепилось. Но вместе с тем, похоже, ещё можно дать обратный ход, что будет гораздо труднее сделать после того, как закрепление термина произойдёт посредством ПЕЧАТНОГО СЛОВА.
В связи с этим и ведётся дискуссия о том
- ЧТО, собственно, представляет собой столь трудно определяемый шов церковной вышивки
- что такое "косая стёжка" в народной вышивке
- насколько допустимо-желательно введение такого же названия для церковного шва.
Теперь уже неважно, как этот скороприлипший термин появился в церковной вышивке -
- то ли человек, который первым употребил его в этом значении, что-то знал о народной вышивке и уловил какое-то сходство швов
- то ли независимо пришло к нему это ладное и хорошо звучащее наименование.
Конечно, введение одинакового названия для разных швов мягко говоря нежелательно и его всячески следует избегать. С другой стороны - что такого страшного, что одинаковое название встречается в столь далёких друг от друга областях вышивки? Вероятность путаницы будет не столь уж велика. Да что говорить! Москва наша уж сколько десятилетий прекрасно живёт себе при том, что у нас в метро есть ДВЕ РАЗНЫЕ не соединяемые никаким переходом станции на РАЗНЫХ ветках с ОДИНАКОВЫМ названием "АРБАТСКАЯ". ПризнАюсь, этот факт неизменно приводит меня в ужас и трепет, когда я о нём размышляю. А ещё больше меня ужасает то, что я никогда не слышала никаких публичных дискуссий на тему о том, что это, как бы сказать помягче, НЕНОРМАЛЬНО. Это какая-то загадка человеческой природы, говорящая нам о том, что человек - ОПАСЕН. Но хватит об ужасах. Катастрофы не случится, если теперь и в церковной вышивке укоренится этот термин. Хотя и хорошего в этом ничего нет.
Поскольку всё-таки нечто об этом трудно уловимом шве церковной вышивке было сформулировано и какие-то картинки, к нему как-то относящиеся, были показаны, то я позволила себе высказать вот какие соображения:
называть этот шов(или семейство похожих швов) нелогично потому, что шов народной вышивки "косая стёжка" - шов СЧЁТНОЙ вышивки и выполняется СТРОГО ПО СЧЁТУ НИТЕЙ ТКАНИ. Обсуждаемый шов церковной вышивки может выполняться как параллельными прямыми рядами стежков, так и по гладкой кривой. Поскольку люди, погружённые в церковную вышивку, не придают этому обстоятельству должного внимания, то вновь и вновь попадают в ту же ловушку. Теперь там уже как "косая стёжка" обсуждается даже ... шов "набирування"(не набор!!!)! Обсуждение этого шва и библиографический разбор( вернее, уже кажется надо писать библиографические РАЗБОРКИ!!!) было проведено мною ранее при обсуждении вышивки зубово-полянской рубахи:

http://tradtextil.livejournal.com/81928.html

И в сообщении про другую рубаху(http://tradtextil.livejournal.com/93258.html) есть весьма интересные картинки - тот же шов "набирування":

http://img-fotki.yandex.ru/get/4314/zxcasq1z.0/0_2c674_b2c6ed18_XL.jpg

Так вот, если не обращать внимание
- на ориентацию собственно стежков по отношению ПО ОТНОШЕНИЮ К НАПРАВЛЕНИЯМ НИТЕЙ ТКАНИ
- на направление ряда последовательных стежков ПО ОТНОШЕНИЮ К НАПРАВЛЕНИЯМ НИТЕЙ ТКАНИ
то и шов "набирування" становится "косой стёжкой". Вот такие вот дела. А разница между ними чёткая:
в косой стёжке лицевой стежок идёт под углом к нитям ткани, а изнаночный - вдоль одной из нитей ткани( или утка или основы). Пример косой стёжки - македонская вышивка, лицо: http://img-fotki.yandex.ru/get/5412/133628984.2/0_52eee_ab9c406c_XL.jpg, изнанка: http://img-fotki.yandex.ru/get/5412/133628984.1/0_52eeb_3d4a1728_XL.jpg .
В шве "набрирування" - наоборот! Лицевой стежок идёт параллельно одной из нитей ткани, а маленький изнаночный стежок идёт под углом к обеим нитям ткани. Примеры "набирування" - вышивка зубово-полянской мордвы( у которой и косая стёжка, кстати, процветает).
Пример 1."Набирування". Лицо:http://img-fotki.yandex.ru/get/3810/zxcasq1.a7/0_3987a_adf9e15d_XL.jpg, изнанка: http://img-fotki.yandex.ru/get/3811/zxcasq1.a7/0_3961c_4ea3393e_XL.jpg .
Пример 2. "Набирування". Лицо: http://img-fotki.yandex.ru/get/4309/zxcasq1z.0/0_2c673_fec32241_XL.jpg, http://img-fotki.yandex.ru/get/4314/zxcasq1z.0/0_2c674_b2c6ed18_XL.jpg, изнанка: http://img-fotki.yandex.ru/get/4210/zxcasq1z.0/0_2c676_baac6d57_XL.jpg
Если вышивать не на ткани, а на куске полиэтилена, то тут уж не определить - где один шов, а где - другой. Потому что их главная разница - в расположении стежков не друг относительно друга( как это происходит в вышивке НЕ являющейся СЧЁТНОЙ), а ОТНОСИТЕЛЬНО НИТЕЙ ТКАНИ. Это обстоятельство для счётной вышивки - основополагающее! Естественно, ни один из авторов рассмотренных только что книг этот нюанс не подчёркивал, поскольку он казался им ЕСТЕСТВЕННЫМ. И только взгляд инопланетян даёт нам знание - оказывается, это очень важно.
Расположение и ориентация стежков относительно нитей ткани важно не просто как какая-то абстрактная, непонятно откуда взявшаяся догма. От этого очень зависит то, как будет выглядеть вышивка. Все знают, как гладко ложится косая бейка, которой мы обрабатываем срезы в цивильной одежде. Попробуйте сделать прямую - она будет топорщиться, сборить и т.д. Так и здесь. Когда схема воплощается в вышивке вступают в игру МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ВЫШИВАЛЬНЫХ НИТЕЙ И САМОЙ ТКАНИ, КАК ОПРЕДЕЛЁННОЙ СИСТЕМЫ НИТЕЙ. Поэтому вышивки по похожим схемам "набирування" и косой стёжки( ортодоксальной, с диагональными рядами) так непохожи друг на друга.
Если не обращать на этот фактор внимания, то и "набирування", и косая стёжка(ортодоксальная), да что там! - и обычный стебельчатый шов - одно и то же! А разве нет?
Конечно, нет! Если какая-то вариация какого-то шва имеет чёткую специфику, выделяющую её из множества других, если она имела в истории яркое каноническое(ие) воплощение(я), она заслуживает однозначного названия - ИДЕНТИФИКАТОРА, который относится к этому объекту и ТОЛЬКО К НЕМУ.
Сначала мы отмечаем нечто специфическое и устойчивое, потом даём этому название, думаем над определением, рассматриваем свойства, признаки и уточняем определение и т.д.
Надо пожалеть студентов будущего, чтобы у них потом глаза на лоб не повылазили, когда они будут силиться понять, почему столь РАЗЛИЧНЫЕ вещи называются ОДИНАКОВО. Уж лучше пусть названия будут разные, а в каком-то параграфе будущего учебника мы отметим то общее, что между ними наблюдается.


Tags: косая стёжка, швы
Subscribe

  • К словарю. Бакмаль (бахмаль?).

    б а к м а л ь (б а х м а л ь?) Возможно, я у себя в книжке неправильно написала это русскими буквами. Пишут и так, и так. Вот сейчас…

  • К словарю. Икат.

    и к а т Полотняное переплетение. Как оно получается, уж кажется, все знают. То - над, то - под. И ничего больше. Но вот оказывается, что…

  • Ещё по поводу индийско-пудожских цветов.

    Вот ведь когда картинки какой-то там группы-категории ищешь, так чего только не найдёшь, но только не их. И даже точно знаешь, что были, да, были…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments